Массовая культура, эстрада
Данная глав тоже пока не заполнена целиком, в ней размещены некоторые мысли, а также принципы, которые обязательно войдут впоследствии в окончательный вариант главы.
Эпоха Просвещения и практически вся официальная идеология XIX и ХХ веков были пронизаны рационализмом, т.е. были склонны доверять решение основных вопросов бытия естественным наукам, разуму; с этой точки зрения искусство считается не средством познания мира, а только формой человеческого самоутверждения.
С конца XIX века европейские философы настойчиво заговорили о «кризисе рационализма», утверждая, что в процессе деятельности и познания мира и самого себя человек не должен ограничиваться разумом или волей, что без эстетического восприятия мира и самого себя он теряет главное - свою органичную связь с миром, свою внутреннюю цельность, а значит, и нравственно-психологическую устойчивость. Эстетическое отношение к жизни не должно быть атрибутом престижа и предметом продажи, оно должно быть распространено на внутренний мир самого человека, все виды его деятельности и на мир в целом.
Еще в самом начале XX в. прозвучали мрачные предсказания О. Шпенглера о «закате Европы», о гибели высокой культуры, о постепенном замещении культурных и духовных ценностей ценностями цивилизации в их грубо материальном воплощении.
В целом пессимизм культурологов основывается на том, что общий фон культуры XX века оказался значительно ниже того уровня, к которому приучили интеллигенцию ушедшие в прошлое XVII—XIX века - «золотая эпоха» европейской культуры.
В чем же конкретно усматриваются показатели и причины снижения культурного фона XX века? Постепенный процесс демократизации общественной жизни, достижение высокого материального уровня, техническое оснащение основных производственных процессов привели к формированию массового общества, в котором культурные ценности перестали быть элитарным достоянием и получили уравнительный характер, что обусловило появление массовой, т.е. усредненной культуры, создаваемой средствами массовой информации и тиражируемой с помощью специальной, технически высокооснащенной индустрии.
Массовая культура имеет своей исторической целью информирование широких слоев населения о возможностях культуры, о ее языке, о навыках, необходимых для восприятия искусства, но она не может заменить прикосновения к высокому искусству. Сегодня же «массовая культура» заключается в том, что массам не предоставляется возможность подняться до уровня настоящей культуры; напротив, сама «культура», подделываясь под примитивные вкусы отсталых слоев населения, опускается, упрощаясь и деформируясь, до уровня серости и просто глупости. В нашей стране, некогда самой читающей в мире, это особенно хорошо заметно по уровню юмора, звучащего с экрана телевизоров.
Для того чтобы повышать культуру народа, надо обращаться к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества, а не пытаться тянуть высокообразованные слои общества вниз к чему-то упрощенному. Испокон веков в обществе были, есть и будут люди с разными задатками и с разным уровнем интеллектуальных возможностей и образованности. Деятель культуры, любой человек, решившийся взять в руки перо или микрофон, обязан нести ответственность перед обществом, перед каждым конкретным человеком за все им написанное или сказанное.
Принцип №1. Должен быть создан специальный орган, следящий за уровнем культуры и нравственности в печатных изданиях, в театрах, на радио и телевидении. В него должны входить видные деятели культуры и искусства. Данный орган должен иметь полномочия ограничивающего и запрещающего характера, т.е. на основании его решения могут быть наложены запреты на печать определенной продукции или на запрет выхода в эфир определенных программ и/или их ведущих.
Принцип №2. Ведущие программ, а также исполнители эстрадных номеров обязаны быть профессионалами своего дела. Профессионализм должна определять специальная комиссия.
Ведущие обязаны сдавать специализированный экзамен на знание русского языка, особенно на знание орфоэпических и грамматических норм, чтобы, находясь в эфире, не допускать грубых ошибок в речи.
Для исполнителей предлагается следующее: если ты являешься автором и одновременно исполнителем собственных песен, то ты имеешь право выступать со сцены со своим творчеством. Но если ты являешься только исполнителем, то в своем деле ты должен быть профессионалом, то есть иметь красивый, хорошо поставленный голос. Ты обязан каждые 3-5 лет подтверждать свою квалификацию, т.е. сдавать экзамен на профессиональную пригодность специальной комиссии. И тогда безголосые исполнители, пошлость и хамство начнут исчезать со сцены сами собой.
Принцип №3. Политическая цензура должна быть исключена, однако любые высказывания в области политики должны носить корректный характер.
Не секрет, что у каждого человека есть своя правда. И коммунисты, и демократы по-своему правы. Однако необходимо отлучать от печатных изданий и от эфира тех политиков, журналистов, которые считают возможным некорректным образом высказываться о людях или событиях и тем более открыто «лить грязь». То же самое касается не только политиков, но и всех тех, кто выступает со страниц газет и журналов и тем более с экрана телевизора.