Список произведений для получения гражданства
Человек образованный и человек культурный – это вовсе не одно и то же. Наличие образования вовсе не стимулирует человека становиться более культурным. Достаточно посмотреть на выступления членов правительства разных стран – все они достаточно образованны, однако уровень общей культуры у многих из них оставляет желать лучшего. Человек же культурный, наоборот, как правило, стремится к расширению своего кругозора, к самосовершенствованию. Более того, у человека культурного ценностные ориентации переходят на более высокую ступень, смещаясь от благ материальных в сторону благ духовных. Именно поэтому у культурного человека более высокая планка требований не только к другим, но и, в первую очередь, к себе. Таковой человек интеллигентен: он выдержан в своих словах и поступках по отношению к другим людям, он оценивает полезность своих действий и их последствия не только для себя любимого, но и для окружающих.
Один из постулатов «Новой философии» гласит: для того чтобы быть гражданином, человек обязан быть культурным человеком. Уровень культуры определяется не только характером общения человека с другими людьми, не только его поступками, но и знаниями в области культуры и искусства.
Без знания определенных литературных, музыкальных и художественных произведений человек не может быть назван культурным. Большинство из названных ниже писателей, художников и композиторов явили собой целую эпоху в культуре. В приведенном нами списке представлены наиболее яркие, знаковые произведения в их творчестве, произведения, составляющие сокровищницу мировой культуры. Они составляют минимальный набор литературных, музыкальных и художественных произведений, необходимый человеку, чтобы тот мог по праву считать себя культурным.
Однако и этого не совсем достаточно. Каждое произведение, созданное великими творцами, было создано не само по себе, а в рамках определенной эпохи, в которой творил человек. Без понимания основных идей эпохи Просвещения не будет ясности, что «Путешествия Гулливера» Свифта – это вовсе не веселая детская сказка, а серьезное сатирическое произведение, содержащее критику существующего мира, и «Робинзон Крузо» - это не легкий приключенческий роман, а философское произведение, воспевающее труд человека.
Перед прочтением, прослушиванием или просмотром конкретного произведения настоятельно рекомендуется читать комментарии к нему, узнать немного об авторе и эпохе. Тогда вам откроются различные интересные и забавные факты.
Например, вы сможете узнать, что на картине Ван Гога «Дорога в Овере после дождя» на самом деле нет лошади, просто цветовая гамма и композиция создают иллюзию ее наличия на полотне.
Вы поймете, что «Девочка на шаре» Пабло Пикассо - это не просто красивая картина, а размышление автора о жизни: у взрослого мужчины жизнь уже сложилась, и потому он, немного уставший, сидит основательно на кубе. А у девочки еще вся жизнь впереди, ей открыто много разных путей в будущее, вот почему она такая воздушная в столь неустойчивой позе балансирует на шаре.
Вы узнаете, что за день до премьеры «Севильского цирюльника» у Россини не была готова увертюра, и директор театра запер композитора, пригрозив, что не выпустит его из комнаты, пока тот не напишет музыку. И тогда Россини поступил так же, как поступают студенты, не готовые к сдаче экзамена – он взял увертюру из другой оперы, чуть подправил и отдал ее музыкантам. Увертюра – это музыкальный номер, который настраивает зрителя на определенное настроение, на события, которые должны произойти в опере; в увертюре звучат все музыкальные темы главных героев. У Россини увертюра, по большому счету, не имеет никакого отношения к самой опере, хотя сегодня воспринимается нами как неотъемлемая часть всего произведения. При этом из всей написанной музыки Россини именно эта увертюра, пожалуй, самое гениальное музыкальное произведение.
Просим особо обратить внимание, что на сегодняшний день список заполнен где-то процентов на 70-80 и пока не является полным, он требует доработки по всем периодам, особенно по периодам до 18 века, где явно отсутствуют такие авторы, как Гомер и Данте, а также по современному периоду, где не хватает еще много авторов, в т.ч. Шолохова.
Кроме того, надо понимать, что в этом списке полностью отсутствуют произведения по истории, философии, религии и государственному управлению. Таким образом список необходимой к прочтению литературы расширится как минимум в полтора раза и будет дополнен такими авторами, как Конфуций, Сунь Цзы, Макиавелли, Карл Маркс, Энгельс, Ленин, Гитлер, литературой по истории и мифологии Древних Греции и Рима, истории мира, такими произведениями, как Библия, Коран и Махабхарата с Ведами и Упанишадами.
Литература до XVIII века:
У.Шекспир - «Король лир»
Эпоха Просвещения:
Основным стремлением Просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.). Под влиянием идей Просвещения предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь.
Литература:
Д.Дефо - «Робинзон Крузо»
Дж.Свифт - «Путешествие Гулливера», «Письма суконщика»
Вольтер - «Кандид или оптимизм», «Магомед», «Задиг или судьба» и другие философские повести
Фр.Шиллер - «Коварство и любовь», «Разбойники»
И. В. Гёте - «Лесной царь», «Прометей», «Фауст», «Страдания молодого Вертера»
Реформы Петра I:
М.В.Ломоносов - «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны,1747 года», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»
Г.Р.Державин - «Властителям и судиям», «Бог», «Памятник», «Фелица»
Д.И.Фонвизин - «Недоросль»
В.Н.Радищев - «Путешествие из Петербурга в Москву»
И.А.Крылов - «Почта духов», басни
Н.М.Карамзин - «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь»
В эпоху Просвещения в России творило немало действительно одаренных людей. Одним из них являлся Н.И.Новиков – писатель, журналист, публицист. У него есть одно произведение, которое мы бы очень вам рекомендовали почитать, благо, что оно совсем небольшое. Это произведение называется «Сатирические ведомости» - остроумные зарисовки, критикующие тогдашний строй, а поскольку они очень маленькие, одну из них можем представить на суд читателя:
«ИЗ КРОНШТАТА»
«На сих днях прибыли в здешний порт корабли: 1. «Trompeur»1 из Руана в 18 дней; «Vetilles»2 из Марсельи в 23 дни. На них следующие нужные нам привезены товары: шпаги французские разных сортов; табакерки черепаховые, бумажные, сургучные; кружева, блонды, бахромки, манжеты, ленты, чулки, пряжки, шляпы, запонки и всякие так называемые галантерейные вещи; перья голландские в пучках, чиненые и нечиненые; булавки разных сортов и прочие мелочные товары; а из Петербургского порта на те корабли грузить будут разные домашние наши безделицы, как-то: пеньку, железо, юфть, сало, свечи, полотны и проч. Многие наши молодые дворяне смеются глупости господ французов, что они ездят так далеко и меняют модные свои товары на наши безделицы»
1 «Обманщик» (франц.) – прим.
2 «Безделушка» (франц.) – прим.
Изобразительное искусство:
У.Хогарт - сатирическая серия «Выборы», «Брак a la mode»
Ж.Б.Шарден - «Прачка», натюрморты, «Атрибуты искусства»
Ж.Л.Давид - просветительский классицизм: «Брут», «Умирающий Марат», «Клятва Горациев»
А.Ватто - «Савояр с сурком»
Ж.А.Гудон - скульптура «Вольтер»
------------------
И.Никитин - «Овальный портрет Петра I», «Портрет напольного гетмана»
Д.Г.Левицкий - «Портрет Демидова», «Портрет Екатерины II»
А.П.Антропов - «Парадный портрет Петра III»
Ф.С.Рокотов - «Портрет Струйского», «Портрет Струйской»
Ф.И.Шубин - скульптурные портреты Ломоносова, Павла I
Музыка:
И.С.Бах - органная токката и фуга ре-минор, «Страсти по Матфею», «Кофейная кантата», любые произведения из «Хорошо темперированного клавира»
В.А.Моцарт - оперы «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Реквием», Симфония №40, любые фортепианные произведения
М.С.Березовский - хоровой концерт «Не отверзи мене во время старости»
Д.С.Бортнянский - хоровой концерт №32
В эту эпоху творили еще два композитора – Вивальди и Россини, чьи сути произведения не несут просветительских идей, однако их музыка необыкновенно красива. Мы рекомендуем послушать Вивальди «Времена года» и оперы Россини «Севильский цирюльник» и «Вильгельм Телль»
Романтизм
Культура конца XVIII – первой трети XIX веков.
Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии, телеграфа и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Пробуждается интерес к фольклору, истории и этнографии, что политически проецируется в национализме.
Литература:
В.Гюго - «Собор парижской богоматери»
В.Скотт - «Айвенго», «Роб Рой»
Гофман - сказки «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер», «Золотой горшок»
Д. Г.Байрон - «Прометей», «Песнь греческих повстанцев», «Дон Жуан»
Г.Гейне - «Книга песен», «Германия, или Зимняя сказка»
К.Батюшков - сборник
В.А.Жуковский - баллады «Светлана», «Людмила», стихотворения «Вечер», «Невыразимое», «Лалла рук», элегия «Сельское кладбище»
К.Ф.Рылеев - «Гражданин»
Е.А.Баратынский - философская лирика
А.С.Пушкин - «Памятник», «Пророк», «Клеветникам России», «Руслан и Людмила», сказки, поэма «Цыганы», стихотворения разных лет
М.Ю.Лермонтов - «Пророк», «Поэт», «Дума», «Выхожу один я на дорогу», «Утес», «Парус», «Листок», «Тучи», «И скучно, и грустно, и некому руку подать…», «Когда волнуется желтеющая нива…», драма «Маскарад»
Денис Давыдов - сборник стихотворений и басен
П.А.Вяземский сборник стихотворений
Изобразительное искусство:
Ф.Гойя - «Семья короля Карла IV», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808г.», «Автопортрет», график
Эжен Делакруа - «Хиосская резня», «Греция на развалинах Мессалонги», «Свобода, ведущая народ»
Ж.Л.Давид - «Наполеон на перевале Сен-Бернар»
Теодор Жерико - «Раненый кирасир», «Плот Медузы», портреты Делакруа, Шопена, Паганини
------------
О.А.Кипренский - портреты Швальбе, Давыдова, Пушкина, автопортреты
В.А.Тропинин - портреты сына, Пушкина, автопортрет
К.П.Брюллов - «Последний день Помпеи», автопортрет, «Всадницы», «Итальянское утро», «Итальянский полдень»
А.Г.Веницианов - любые картины (идеализированный образ крестьян)
В.Л.Боровиковский - (сентиментализм) Портреты М.И.Лопухиной, сестер Гагариных, Державина, портрет Екатерины Второй на прогулке
Музыка:
Л.В.Бетховен - увертюра к опере «Эгмонд», симфонии №3 (героическая), №5, №9 , «Аппассионата», «Лунная соната», «Патетическая соната»,
Ф.Шуберт - «Неоконченная симфония», песни «Ave Maria», «Серенада», «Лесной царь»
Ф.Шопен - вальсы, полонезы, ноктюрны,мазурки, этюды, прелюдии
Ф.Лист - 19 «Венгерских рапсодий», «Лебистраум», прелюды, симфонические произведения
Н.Паганини - «Кампанелла», 6 скрипичных концертов
------------
М.И.Глинка -опера «Руслан и Людмила», романсы на стихи Пушкина, «Вальс-фантазия», «Арагонская хота»
Реализм
Культура середины XIX века.
Критический реализм – философское течение, специализирующееся на теологической интерпретации современного естествознания (попытки примирить знание с верой и доказать «несостоятельность» и «ограниченность» науки). Критический реализм исходит из того, что процесс познания опосредован «данным», или содержанием сознания. При этом «данное» разные философы понимали по разному: отождествляли с восприятием, с логической сущностью вещей или с адекватным отражением в сознании внешнего мира.
Литература:
О. де Бальзак - произведения из «Человеческой комедии»: «Евгения Гранде» и «Шагреневая кожа», а также «Гобсек», «Отец Горио»
Ч.Диккенс - «Оливер Твист», «Девид Коперфильд»
П.Ж.Беранже - песни (сатирические басни, гимны, лирические и др.)
------------
А.С.Пушкин - «Повести Белкина», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Медный всадник», «Полтава», «Евгений Онегин», стихотворения 1830-1837 годов
Н.В.Гоголь - произведения из сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести», «Мертвые души», «Женитьба», «Ревизор»
М.Ю.Лермонтов - «Герой нашего времени»
Ф.И.Тютчев - философская и любовная лирика
А.А.Фет - любовная лирика, стихи о творчестве
Изобразительное искусство:
Оноре Домье - графика
Ж.Ф.Милле - «Собиратели хвороста», «Человек с мотыгой»
Гюстав Курбе - портреты Шопена, Бодлера, Берлиоза
------------
А.А.Иванов - «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», «Явление Христа народу»
П.А.Федотов - «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, ещё анкор»
Музыка:
Д.Верди - оперы «Риголетто», «Травиата»
И.Штраус - вальсы, польки, мазурки
------------
А.С.Даргомыжский - опера «Русалка», вокальные произведения «Старый карпрал», «Червяк»
Критический реализм. Декаданс
Культура второй половины XIX – начала XX века.
Декадентство (от позднелатинского decadentia — упадок) — общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.
Литература:
Эмиль Золя - «Жерминаль» (первый роман о пролетариате. Критический натурализм и натурализм)
Оскар Уайльд - «Портрет Дориана Грея» (культ красоты и аморализма), а также сказки «Счастливый принц» и «Соловей и роза»
Марк Твен - «Приключения Гекельберри Финна», политические памфлеты
------------
И.С.Тургенев - «Записки охотника», «Вешние воды», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети»
А. Гончаров - «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»
Н.А.Некрасов - «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», «Мороз, Красный нос», «Что так жадно глядишь на дорогу…», «Забытая деревня», «Поэт и гражданин», «Элегия» 1874 года, «Музе», «Я за то глубоко презираю себя…», «Сеятелям», поздние стихотворения
Л.Н.Толстой - «Война и мир», «Анна Каренина», «Севастопольские рассказы», пьесы «Власть тьмы», «Живой труп», «Смерть Ивана Ильича», «После бала», «Крейцерова соната»
Ф.М.Достоевский - «Подросток», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Записки из подполья»
А.Н.Островский - «Свои люди – сочтемся», «Лес», «Волки и овцы», «Доходное место», «Гроза», «Бесприданница»
А.П.Чехов - «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад», «Дядя Ваня», ранние рассказы, «Скрипка Ротшильда», «Архиерей», «Студент», «Черный монах», «Скучная история», «Душечка», «Анна на шее», «О любви», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Страх», «Невеста»
Изобразительное искусство:
Импрессионисты:
Эдуард Мане - «Гражданская война», «Расстрел коммунаров», портрет Эмиля Золя и др.
Клод Моне - «Скалы в Бель-Иль», «Руанский собор» (в разное время суток), «Вокзал Сент-Лазар»
Камиль Писсаро - «Бульвар Монмартр» и др. пейзажи
Эдгар Дега - «Абсент», серия «Театральные сцены»
Огюст Ренуар - портрет Жанны Самари, «Девушка с веером»
Постимпрессионисты:
Винсент Ван Гог - «Едоки картофеля», «портрет доктора Гаше», «Красные виноградники», «Подсолнух», «Дорога в Овере после дождя», «Комната Гогена», «Автопортрет»
Поль Сезанн - «Натюрморт с фруктами», «Берега Марны»
Гоген - картины периода жизни автора на острове Таити
Анри Матисс - «Танец»
Роден - скульптуры «Бальзак», «Врата ада», «Граждане Кале», «Вечная весна», «Ромео и Джульетта»
------------
Передвижники (творческое объединение российских художников. В эстетическом плане передвижники целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества) :
В.Г.Перов - «Сельский крестный ход на Пасху», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы», портреты Островского и Достоевского
И.Н.Крамской - «Незнакомка», портреты Толстого, Третьякова, крестьян
И.Е.Репин - «Крестный ход в Курской губернии», «Протодьякон», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и его сын Иван», этюды к картине «Торжественное заседание в Государственном совете», портреты Мусоргского, Стрепетовой, Толстого, Стасова
А.К.Саврасов - «Грачи прилетели»
Ф.А.Васильев - «Оттепель»
Н.Н.Шишкин - любые пейзажи
И.И.Левитан - «Март», «Золотая осень», «Стога», «Владимирка», «Над вечным покоем» и др.
Музыка:
Жорж Бизе - «Кармен»
Эдвард Григ - «Пер Гюнт»
------------
Композиторы «Могучей кучки»
(творческое содружество российских композиторов, сложившееся в конце 1850-х и начале 1860-х годов. Они называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки. Большинство композиторов «Могучей кучки» систематически записывало, изучало и разрабатывало образцы народного фольклора. Композиторы смело использовали народную песню и в симфонических, и в оперных произведениях) :
М.П.Мусоргский - «Борис Годунов», « Картинки с выставки», песни «Колыбельная Ерёмушке», «Сиротка», «Песня о блохе»
Н.А.Римский-Корсаков оперы «Садко», «Псковитянка», «Сказка о царе Салтане»
А.П.Бородин - «Князь Игорь», «Богатырская симфония»
А также
П.И.Чайковский - «Времена года»; оперы: «Евгений Онегин» и «Пиковая дама»; симфонии №№ 1,4,5,6; фортепьянный концерт №1; балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица»
Культура конца XIX века – 1917г.
Литература:
Эмиль Верхарн - стихи сборники «Утренние часы», «Города-спруты»
Ромен Роллан - «Кола Брюньон»
Джек Лондон - «Морской волк», «Железная пята», «Мартин Иден»
Рабиндранат Тагор - стихи
------------
Л.Толстой - «После бала», «Воскресенье»
Максим Горький - «Фома Гордеев», «Враги», «Мещане», «Дачники», «Васса Железнова», «На дне», рассказы «Старуха Изергиль» и «Челкаш», «Песня о соколе» и «Песня о буревестнике», «Несвоевременные мысли»
А.Блок - поэмы «Соловьиный сад» и «Двенадцать» + стихи разных лет
В.В.Маяковский - детские стихи, «Клоп», «Баня», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте», «Облако в штанах», «Необычайное приключение, бывшее с В.В.Маяковским летом на даче», «Нате!» , «А вы могли бы?», «Письмо товарищу Кострову о сущности любви» и другие стихотворения
С.Есенин - «Анна Снегина», «Черный человек» + стихи разных лет
Поэзия Серебряного века (Н.Гумилев, В.Хлебников, Ф.Сологуб, В.Иванов, К.Бальмонт, И.Анненский, ранние стихи А.Блока, А.Ахматовой, В.Маяковского, В.Брюсов, О.Мандельштам, Г.Иванов, Д. и Н. Бурлюк, А.Крученых, И.Северянин, М.Кузмин, В.Ходасевич, М.Волошин, Саша Черный) + творчество М.И.Цветаевой, Б.Л.Пастернака, А.А.Ахматовой
Изобразительное искусство:
Кете Кольвиц - серии гравюр «Восстание ткачей» и «Крестьянская война»
Фовисты:
Анри Матисс - «Красные рыбки», «Танец», «Красная комната»
Кубизм:
Пабло Пикассо - портреты, картины «голубого периода» в т.ч «Старик нищий и мальчик», картины «розового» периода в т.ч. «Девочка на шаре»
------------
В.А.Серов - портреты Морозова, Гиршмана, Орловой, Победоносцева, Горького, Ермоловой, Шаляпина
Ф.А.Малявин - крестьянская тема: «Бабы», «Вихрь»
М.А.Врубель - «Демон спящий», «Демон поверженный», «Пан», «Царевна лебедь»
Художники «Мира искусства»:
А.Н.Бенца - иллюстрации к «Медному всаднику»
К.А.Сомов - «Дама в голубом», портреты Блока и Рахманинова
Б.М.Кустодиев - «Портрет Шаляпина», + картины народной русской тематики, в т.ч. «Масленица»
К.А.Коровин - портреты, пейзажи, театральные декорации
Музыка:
Клод Дебюсси - симфоническая пьеса «Море»
Морис Равель - «Испанская рапсодия», «Болеро»
------------
Д.Д.Шостакович - симфония «1905 год»
Н.А.Римский-Корсаков оперы «Золотой петушок», «Кощей бессмертный»
С.В.Рахманинов - «Колокола», фортепианные концерты №№ 2,3
А.Н.Скрябин - «Поэма экстаза», фортепьянные произведения (прелюдии, например)
Стравинский - «Петрушка»
XX век. Культура между двумя войнами.
Литература:
Анри Барбюс - «Огонь»
Э.Хемингуэй - «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол»
Э.М.Рэмарк - «Три товарища», «На западном фронте без перемен», «Возвращение»
Ф.Г.Лорка - стихи о Канте Хондо, «Цыганское романсеро»
Пабло Неруда - «Пушкин», «Новая песнь любви к Сталинграду», сонеты о любви
А.Сент-Экзюпери - «Маленький принц»
Дж.Селинджер - «Над пропастью во ржи», рассказы
А.Зегерс - «Каменный век»
Бертольд Брехт - «Мамаша Кураж и её дети»
Франц Кафка - экспрессионизм в литературе. Рассказы «Превращение», «В исправительной колонии»
Томас Манн - «Доктор Фаустус» + новеллы, в т.ч. «Смерть Венеции»
Герман Гессе - «Степной волк», «Игра в бисер»
------------
И.А. Бунин - «Господин из Сан - Франциско», «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник», «Солнечный удар» + стихи
Изобразительное искусство:
Мазерель - фашизм, цикл «Помни»
П.Пикассо - воинствующий гуманизм. «Герника», «Мать с ребенком», «Голубь мира»
М.Шагал
Мартирос Сарьян - пейзажи и портреты
Экспрессионизм:
(Авангардистское течение в европейском искусстве, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образа (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника)
Отто Дикс - «Семь смертных грехов» (1933г.)
Рокуэлл Кент - «Вид лисьего острова», «Эскимос в каяке», «Прибытие почты»
Диего Ривера
Давид Альфаро Сикейрос любые произведения
------------
А.Дейнека - «Оборона Петергофа»
М.Греков - «Тачанка»
К.С. Петров-Водкин - «Купание красного коня», «Смерть комиссара», портрет Анны Ахматовой
П.Д. Корин - портреты и этюды к картине «Русь уходящая», триптих «Александр Невский», портреты Горького, Сарьяна, Кукрыниксов
Б.И.Пророков - серия «Это не должно повториться»
Музыка:
Шёнберг - атональная музыка
Джаз:
Дюк Эллингтон
Элла Фицджеральд
Луи Армстронг
Симфоджаз:
Дж.Гершвин - «Рапсодия в блюзовых тонах», опера «Порги и Бесс»
Глен Миллер - музыка к к/ф «Серенада солнечной долины»
------------
С.С.Прокофьев - «Классическая симфония», балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка», кантата «Александр Невский»
Д.Д.Шостакович - опера «Катерина Измайлова»
И.О.Дунаевский - увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта», песни из к/ф «Дети капитана Гранта», «Весна», «Цирк», музыкальная сцена драки из к/ф «Веселые ребята»
В это же время творил еще один композитор. Его музыка, если говорить с юмором, представляет собой поп-музыку 20-х – 30-х годов, но написанную настолько симпатично, что она тоже вошла в сокровищницу мировой культуры, как просто красивая музыка для хорошего отдыха. Это музыка Имре Кальмана, и вершина его творчества- оперетты «Сильва» и «Фиалка Монмартра»
Кино:
Ч.Чаплин - «Огни большого города», «Новые времена», «Великий диктатор»
С.М.Эйзенштейн - «Броненосец Потёмкин», «Александр Невский», «Иван Грозный»
Г. и С. Васильевы - «Чапаев»
С.Герасимов - «Семеро смелых», «Учитель»
Г.Александров - «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»
XX век. Великая отечественная война и после войны.
Изобразительное искусство:
Рылов
Пименов
Дейнека - любые произведения
Герасимов
Нестеров
Пластов
Музыка:
Д.Д.Шостакович - «Ленинградская симфония» №7, симфонии №№ 8,9; балет «Светлый ручей»
С.С.Прокофьев - балет «Золушка», опера «Война и мир»
Р.Щедрин - Бизе-Щедрин: опера «Кармен»; балеты «Конек-горбунок» и «Анна Каренина»
Г.Свиридов - кантата на стихи Есенина; патетическая оратория на стихи Маяковского; музыка к к/ф «Метель»
Слонимский - опера «Веренея»